воскресенье, 30 августа 2009 г.

Краткий обзор истории применения палки в разных странах (по материалам литературы и Internet’a)



Становление рукопашного боя неразрывно связано с развитием общества. Ведь вся история цивилизации изобилует военными конфликтами. Наиболее ранние упоминания о рукопашном бое встречаются в эпосе стран Ближнего Востока, Индии и Китая. А первые памятники изобразительного искусства со сценами поединков датируются рубежами IV-III тысячелетий до нашей эры. Например, изображение двух борющихся мужчин на известняковой плите для жертвоприношений найденное в Месопотамии. Или плита, на которой показан поединок с использованием копий. Известен рельеф со сценой кулачного боя, относящийся ко второй половине III тысячелетия. Наиболее ранним памятником, культуры Египта связанным с борьбой, является изображение серии движений, обнаруженное в гробнице Фиоххотена (середина III тысячелетия до н.э.) в Саккаре.
Анализ исторического материала показывает, что в Древнем Египте существовали отдельные виды атлетических состязаний. Самыми распространенными из них были борьба, кулачный бой, единоборство на палках, бег, а также лодочные состязания, целью которых было перевернуть лодку с неприятельским экипажем при помощи специальных длинных палок .
В рукопашном бою большое место всегда отводилось владению холодным оружием. В период Римской республики (VI-I в.в. до н.э.) обучение воинов включало в себя, в том числе, борьбу и учебные поединки на деревянных палках. Кроме того, проводились тренировки в беге, прыжках, в плавании и преодолении препятствий.
В Китае в большинстве школ, сложившихся впоследствии в систему ушу, практиковалось владение холодным оружием и подручными предметами.
Аналогичным образом развивались единоборства в Японии, Корее, Вьетнаме, и других сопредельных странах. В том числе на Филиппинах, где возникли такие направления как Арнис, Эскрима, Кали.
В Америке у большинства племен коренного населения была широко распространена деревянная дубинка с камнем, привязанным к ее концу сыромятными ремнями. Повсеместно использовались также различные деревянные дубинки, применяемые как боевое и охотничье оружие.
В Западной Африке существуют многочисленные боевые союзы, занимающиеся тайными ритуальными убийствами и похищением людей – Союз людей-львов, Союз людей-гиен и др. Большинство из них использует в своей технике приемы владения палкой.
В Европе также были распространены боевые искусства. Как правило, рукопашное единоборство считалось продолжением вооруженного. Европейская состязательная традиция до самого последнего времени предполагала не только кулачный бой, но и фехтование на палках. В Англии успешно сосуществовали палочный бой на шестах (йоменри) и стрельба из лука, увязанные в некую систему: мальчику сперва давали лук, одновременно он учился владеть шестом, а затем обучался фехтованию алебардой и кулачному бою.
Йоменри – это особый стиль боя шестом, посохом и дубинкой, сложившийся у крестьян и рассчитанный на противостояние врагу в доспехах, преимущественно рыцарю в латах. Поэтому для техники характерно обилие толчков и бросков. Английский шест держали хватом сверху посередине, нанося и отбивая удары в сторону обоими концами и толкая на ближней дистанции средней частью. Техника йоменри сочетала в себе простоту и эффективность. Известен факт, когда в 1625 г. английский боец с шестом победил трех испанцев, вооруженных шпагами и кинжалами.
Определенную известность получила ирландская школа боя палкой, восходящая к древнему искусству «кельтского палочного боя». В ирландском палочном бое, традиции которого уже на протяжении многих столетий передаются от отца к сыну, хорошо разработаны всевозможные комбинации ударов и защит. Палку держат одной рукой, выполняя ей различные кистевые движения с активным вращением руки в запястье. Удары преобладают рубящие.
Помимо боя на шестах, палках и дубинках, в Англии была разработана техника боя с тростью. Английская работа тростью сформировалась несколько позже, чем французская, и включала в себя элементы французской техники, дополненные собственными английскими разработками из арсенала йоменри и элементами техник, заимствованных из Индии. Трость прихватывали левой рукой, били двумя ее концами, активно использовали ее в качестве рычага для захватов и бросков, наносили ей короткие удары по конечностям.
В наши дни наиболее известно французское фехтование тростью. Но различные методы боя на различных орудиях были известны во Франции издревле. Техника работы палкой и шестом вообще развилась до уровня системы.
В большинстве французских селений палочный бой являлся любимым развлечением подростков, юношей и взрослых мужчин. Специальное обучение искусству владения шестом, обшитым на концах железом, имело место во многих французских союзах подмастерьев, получивших широкое распространение в городах Франции с ХV века.
В 70-е годы ХХ века во Франции снова приобрело популярность искусство боя тростью, широко практиковавшееся в ХIX веке, когда трость являлась обязательным атрибутом костюма мужчины. В ХIX веке этому искусству обучали учителя фехтования и французского бокса.
В Италии также существовали палочные бои – “guerra la canne” (война с палками). Это были групповые бои участники которых использовали для защиты от ударов щиты, шлемы и нагрудники. Длина главного оружия – палки – в зависимости от местности и эпохи была разной – от 120 до 180 см.

Палочные бои в России

С глубокой древности у большинства евразийских народов одним из самых распространенных видов традиционного оружия является палка (дубинка).
Во многих местах обычай драться палками является стойкой традицией, дожившей до начала ХХ века во многих русских, белорусских, украинских и молдаванских деревнях.
Палочная драка существовала также в форме народного фехтования. У русских оно называлось «палочный бой», «бой кольями», «бой дрекольем», «бой на палках», «будинники», «дубинушки»; у белорусов – «на кiях», «бойка кiями»; у украинцев – «бiй дручэм», «на палицях»; у молдаван – «скримэ ку беце». Сами палки русские называли «палка», «палица», «кий», «тростка», «треска», «бодатына»; белорусы – «кавалик», «кiй», «дубец», «пашабык», «галузiна»; украинцы - «кiй», «кiл», «палиця», «патик»; молдаване – «палеце», «бец», белдие», «хахэу», «пар».
В палочном фехтовании, как и в драках, применялись палки длиной 100 – 150 см, изготовленные чаще из твердых, реже из мягких пород древесины. У русских и украинцев встречались палки с загнутым концом – «клюка».
Фехтование на палках чаще всего представляло собой групповой бой, либо поединок между двумя бойцами, значительно реже один человек сражался сразу с несколькими. Групповые сражения своей организацией напоминали кулачный бой «стенка на стенку». Фехтовальные поединки «один на один» более характерны для народов, проживающих в западной части Европейской равнины, однако упоминаются они и у народов Европейской части России.
С древних времен палка считалась удобным тренировочным снарядом, а палочное фехтование – прекрасным средством для обучения приемам владения многими видами холодного оружия. Многие историки и этнографы подчеркивают важную роль групповых палочных сражений в деле воинского воспитания восточных славян. К сожалению, почти ничего не известно о методах обучения палочному бою. Однако есть сведения, что зачастую ценилась не грубая сила, а техническое мастерство.
В нашей стране фехтовальная и рукопашная подготовка не была забыта и позднее. Например, в середине XIX в. в российских кадетских корпусах для развития координации, силы и ловкости предназначался обширный курс фехтования, включающий не только обучение навыкам боя на шпагах и саблях, но и штыковой бой, и фехтование на палках около 1,2 м с концами обмотанными тряпками, которые выступали в роли ударно-тычкового оружия.

Фехтование, ножевой и палочный бой в Испании

На культуру стран Пиренейского полуострова значительное влияние оказало арабо-берберское господство (VIII – XIII вв.). Мавры, как называли арабов и берберов в Европе, принесли свои единоборства, воинские упражнения и игры. К их числу относятся: борьба вольного стиля, фехтование на мечах и саблях, метание ножа, палочное фехтование и т.д.
К середине XIII века в ходе реконкисты большая часть полуострова была освобождена, но многое из наследия мавров осталось – в архитектуре, музыке, ремеслах и в боевых искусствах.
К концу восемнадцатого столетия почти повсюду в Западной Европе со средневековьем было уже покончено. На Иберийском же полуострове, с трех сторон замкнутом морем, оно продолжало жить. Там еще сохранился средневековый рыцарский уклад. Воинская доблесть, отчаянное удальство, беззаветное служение даме сердца, корни которого надо искать в почитании Девы Марии - вот добродетели, остававшиеся идеалом для Испании. Если к ним добавить прославленное мастерство оружейников из Толедо, перенявших у арабов многие секреты этого благородного ремесла, то станет понятным преобладание в Европе с конца XV века до середины XVIII испанской школы фехтования.
Распространение к XV веку огнестрельного оружия, а также пластинчатых доспехов, делавших воинов почти неуязвимыми для рубящих ударов, привело к существенным изменениям основных видов холодного оружия. Наиболее широкое распространение получили те из них, которыми удобнее было наносить уколы, так как обладателя лат легче всего поразить, проникая острием клинка в отверстия в щели между пластинами. Данное обстоятельство заставило оружейников разных стран сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая со второй половины XVI века окончательно вытеснила меч.
Во многих городах Пиренейского полуострова существовали фехтовальные школы, где искусство владения различным холодным оружием преподавали профессиональные учителя. С конца XV века в Испании начали появляться теоретические работы, посвященные искусству обращения с холодным оружием.
Естественно, на технике работы шпагой долгое время сказывались традиции использования меча, поэтому ею не только кололи, но и рубили, а сам бой еще долго вели с применением круглого щита. Щит служил дополнением к шпаге лет сто, если не больше. Однако из-за больших размеров и веса, непригодности для атакующих действий, от щита пришлось отказаться. Раньше всего это произошло в Испании, одной из тех стран Европы, где шпага получила наибольшее распространение. Именно Испания стала родиной рапиры - узкого колющего меча с граненым клинком и чашеобразной гардой. Испанская рапира XV века еще служила для нанесения ударов, но уже с XVI века она употреблялась только для уколов. Отличительной чертой испанской школы фехтования стало использование даги - короткой шпаги для левой руки, пришедшей на смену щиту. Дага имела массивный эфес и короткий клинок (25-26см). Эфес (или гарда) использовался для отражения, отвода и парирования ударов, а узкое, почти стилетное лезвие позволяло производить сверхмощные короткие тычки на сверхблизкой дистанции. Дагу, имевшую плоский или четырехгранный клинок, носили за поясом подобно кинжалу.
Боевая стойка с дагой и шпагой первоначально была очень похожа на позицию с мечом и щитом (где роль щита играла дага). Дагой ловили тяжелый клинок шпаги противника, в то время как другой рукой наносили ответные уколы и удары, осуществляли повторные и сдвоенные атаки. Простые и круговые удары чередовались в бою с уколами, направленными в различные части тела. При внезапной атаке двойным уколом, либо комбинацией укола и удара, защита оружием являлась чрезвычайно трудным действием, и в этом случае спасало только движение. Вот почему в конце XVI века в технике фехтования прочно утвердились вольты и пассы - особые виды перемещений, введенные испанским мастером Карранцо. Кстати, первый печатный труд по фехтованию шпагой и дагой был издан тоже в Испании, в 1474 году. Его авторами были профессиональные учителя фехтования Педро де Торрес и Пансо де Перпиньян. Благодаря испанской школе в Европе получили распространение дуэльные поединки, а также появилась особая каста «браво» - профессиональных фехтовальщиков, выступавших в ролях наемных убийц, частных охранников и, разумеется, инструкторов, дававших за деньги свои уроки всем желающим.
В начале XVII века на смену даге пришел намотанный на руку плащ. Плащ, независимо от сословия, носило тогда все мужское население Испании. «Большой плащ» в развернутом виде волочился по земле, поэтому в него «закутывались», укрепляя дополнительно полы на одежде и перебрасывая конец через плечо. «Малый плащ» (капа) свободно свисал на спине между плечами. Шпага во все времена оставалась преимущественно дворянским оружием. Горожане и крестьяне предпочитали нож, кинжал, стилет, одним словом, короткий клинок плоского, трехгранного или четырехгранного сечения. Мужчины носили его за поясом, в сапоге или рукаве, женщины - за корсажем платья либо за подвязкой чулка. Повсеместная склонность простого народа к ножу объяснялась просто: нож гораздо дешевле шпаги, быстрее и легче изготавливается, находит самое широкое применение в быту, наконец, его удобно носить и прятать.
Одним из известных стилей испанского фехтования была «Дестреза» (La Destreza, известная еще как Магическое, или Испанское колесо). В целом, Дестреза учит стилям, формам и видам боя и показывает, как объединять атаку и оборону с эффективной позицией и передвижениями, объясняя прежде всего, почему следует делаеть именно так, а не иначе.
Испанская техника позволяла совершать дополнительные подшагивания после первой атаки, что увеличивало дистанцию и мобильность. Именно возможность быстро изменять дистанцию формировала вокруг фехтовальщика круг, который являлся основой Дестрезы.
У каждого фехтовальщика свои физические возможности, а значит и величина круга будет для каждого разной. Его размер определяется расстоянием между передней стопой и вытянутой вперед рукой. Важно то, что не фехтовальщик привязан к дестрезе, а круг к нему, и передвигается вместе с человеком. Момент, когда наш круг соединяется с кругом противника, является сигналом, что можно проводить атаку, и чем более внутренний наш круг накладывается на круг противника, тем в лучшей мы оказываемся позиции для атаки. Такая виртуальная способность видения этих «магических кругов» приводила к тому, что адепты дестрезы, в отличие от воспитанников других школ, предпочитали шаг назад или уход в сторону от линии атаки, контратакуя тогда и только тогда, когда противник находился внутри их круга.
Важным элементом Дестрезы было передвижение всегда в своем кругу, вслед за перемещением часовой стрелки. Это движение заставляло противника постоянно изменять направление атаки, уменьшало эффективность какого-либо оружия в другой его руке благодаря выходу за пределы его досягаемости, и создавало возможность атаки, если противник окажется внутри нашего круга, а мы выйдем за пределы его. Ну и, наконец, согласно с испанским принципом обороны, потенциальной атаке открывался минимальный участок нашего тела. Позиция эта, называемая Diestro, даже в «свободной», не канонической версии открывала для атаки противника только малую часть нашего тела - рука с рапирой вытянута горизонтально, конец ее направлен в гарду противника или его глаза. Позиция эта, кстати, очень естественная, позволяла контролировать действия противника и давала возможность выйти за пределы его боевой дистанции одним шагом, позволяя одновременно на немедленную атаку по одной из линий дестрезы противника.
Дестреза заставляла тренирующегося постоянно менять позиции, и одновременно поправляла работу ног во время этих изменений.
С помощью минимального поворота запястья испанец увеличивал уровень контроля над оружием противника и мог изменять направление его атаки в момент самого ее начала (так наз. "Atajo"). Основой мастерства было "Taco" - чувствование слабых и сильных сторон противника через свое оружие, сразу после первого контакта.
Таким образом, мастерством считалось умение предвидеть намерения противника и выведение своего оружия в такую позицию, в которой противник не может атаковать, зато мы можем это сделать без труда.
Дестреза заставляла хладнокровно планировать схватку, не позволяла ни атаковать вслепую, ни защищаться, как бог на душу положит, и хотя изначально созданная, как оборонительная, давала возможность проводить смертельно эффективные атаки. Предполагалось, что все физические, психические признаки и личные предпочтения фехтовальщика можно отнести к определенной группе бойцов, - "снайперов" или контратакующих, затягивающих в свою оборону или проводящих атаки волна за волной и т.д. Тренируясь по строго определенным образцам (геометрия дестрезы), ученики нарабатывали умение автоматически подстраиваться к самым разным стилям боя.
В Дестрезе огромное внимание уделяли психологическим аспектам боя. Диэстро, как оборонительная позиция, не казалась противнику агрессивной, поэтому, чтобы нарушить его уверенность в себе, проводили короткие быстрые удары и уколы, которые не были смертельными, но создавали дыры в психике противника (например «Испанский поцелуй"» - рассечь кончик носа или губу противника).
La Destreza - это не только очень запутанная геометрическая фигура, но и философия боя, которая позволяет ценить собственную жизнь, и одновременно быть смертельно эффективным против атакующих.
В конце XVII – начале XVIII века испанскую школу фехтования сменила французская, возникшая в результате синтеза испанской и итальянской школ.

Издавна испанцы и португальцы славились своим пристрастием к короткому клинку. Именно на Пиренейском полуострове возникла самобытная школа боя на ножах, известная под названием «Наваха».
«Наваха» - огромных размеров складной нож с рукоятью, сужающейся и загнутой к концу. Часто наваха имела сразу два лезвия, выходящих из рукояти в разные стороны. Вот именно бой на навахах и стал для всей Испании своеобразным видом народного фехтования. Испанцы вели бой на ножах, обмотав свободную руку плащом или прикрыв ее войлочной шляпой, концы которой зажимались в кулак. Как пишет в своей книге «Гойя» писатель Леон Фейхтвангер, «мужчины-махо никогда не расставались со своим складным ножом-навахой». «Еще махо любил длинный плащ, прикрывавший грязную рабочую одежду, а случалось и что-нибудь такое, что лучше было не показывать. Любил он и широкополую шляпу, бросавшую тень на лицо, которому ни к чему быть узнанным».
Так что плащ и шляпа были обычными «предметами туалета» испанского простолюдина и, находясь всегда «под рукой», при необходимости становились оружием. Для того чтобы обмотать руку плащом, его отстегивали или сбрасывали с одного плеча и, взяв край подола в кулак, наматывали на руку, оставляя слегка свободной кисть, куда забирали второй, нижний конец. Иногда плащ вовсе скидывали, схватив левой рукой за середину, либо обматывали его туго вокруг предплечья и кисти, зажав концы в руке. В ряде случаев плащ оставляли висеть на плече, поддерживаемый кистью. Тогда он предохранял от ударов в бок (плащи часто делали из прочных шкур животных), служил прикрытием для оружия и сам мог использоваться для нападения, если случалось близко подойти к противнику (его набрасывали на голову врагу).
Движения бойцов были очень быстрыми, небольшая длина клинка делала их почти неуловимыми. Бой чаще всего велся по кругу, причем, если наваха имела сразу два лезвия, за промахом тут же следовал удар вторым клинком, наносимый возвратным движением руки, практически без изменения положения кисти. Для защиты выполняли отбивы и подставки по касательной обмотанной в плащ рукой, а иногда и оружием (примерно так, как это делают в фехтовании длинным клинком), широко использовали уходы и прыжки в стороны и назад. Стойка левым плечом вперед считалась основной, хотя это было весьма условно: в бою стойку меняли неоднократно, в частности, для обмана противника и в процессе активного наступления. Передвижения вперед, назад, влево и вправо осуществлялись как простым, так и двойным шагом. Делая несколько двойных шагов подряд влево или вправо, начинали движение по кругу, в центре которого находился противник. Если он отвечал тем же, то происходило непрерывное кружение друг возле друга. Широко были распространены подскоки вверх и уходы вниз.
Иногда в тот момент, когда это казалось выгодным, скомканный плащ (опустив один из его концов и распустив намотанную на руку ткань) бросали в лицо противнику. Бросок производили тогда, когда противник делал шаг (выпад) вперед, одновременно со своей защитой движением в сторону или парируя его нож своим ножом. Вслед за броском плаща, используя замешательство противника, разрывали дистанцию или наносили удар. Со стороны схватка чаще всего напоминала испанский танец, где танцоры, стоя на месте, делают вдруг резкое движение плечом или разражаются звонкой трелью чечетки. Бойцы медленно кружили один возле другого, вдруг застывали на месте и, внезапно сближаясь, резко наносили удар, то вдруг опять расходились, чтобы продолжить непрерывное кружение. Так продолжалось до тех пор, пока один из них не оказывался убит или тяжело ранен.
Как и в любой другой стране, имеющей различные этнические группы (на севере страны, кроме испанцев, живут баски, на северо-востоке - каталонцы, на северо-западе - галисийцы), в разных областях складывались свои региональные традиции ножевого боя и свои школы. В частности, были известны андалузская, малагская, наваррская, севильская и другие школы. Бойцы из Андалузии, становясь в боевую стойку, пригибались к земле по-кошачьи, в левой руке держали для защиты шапку, нож выставляли вперед. Бойцы из Наварры левую руку держали поднятой, левую ногу выставляли вперед, а нож держали возле правого бедра. В ответ на стремительную атаку противника представитель наваррской школы мгновенно разворачивался на левой ноге, пропуская противника мимо себя, а затем всаживал тому нож в шею и заканчивал дело, с силой поворачивая клинок.
А вот свидетельство очевидца об уличном бое в Севилье: «Боец кружил вокруг своего противника, выставив левую руку, защищенную сложенным в несколько раз плащом, и отведя назад правую, чтобы придать больше силы удару. Он то поднимался на носки, то приседал, становился то великаном, то карликом… Он то резко отступал, то стремительно нападал, прыгал то вправо, то влево, взмахивал своим оружием как дротиком, будто собираясь метнуть его во врага. Однако острие его ножа неизменно наталкивалось на свернутый плащ противника, готового к защите и отвечавшего на эти выпады такими же быстрыми, меткими ударами… Как ни сильны были бойцы, они стали уставать: пот струился по их лицам, грудь вздымалась наподобие кузнечных мехов, а прыжки потеряли прежнюю упругость»…
Бойцы и учителя еще одной из испанских школ считали наиболее важными для поражения пять основных мест: пах, почки, живот, сердце, горло. Последователи этой школы стремились постоянно держать руку с оружием в движении («шевелить нож»), чтобы ни на секунду не дать противнику возможности задержать взгляд на ноже. В боевой стойке они держали обмотанную плащом руку с вытянутыми пальцами ладонью вниз у живота, а лезвие ножа выставляли вперед и водили им из стороны в сторону. При этом предплечье вооруженной руки было напряжено, кисть расслаблена, лезвие занимало горизонтальное положение, большой палец располагался сверху. Перемещения были аналогичны тем, которые использовались в других школах. Одним из характерных приемов считался удар ножом снизу в падении на колени, другим - удар справа сверху вниз, лезвием к себе.
В начале XIX века формируется три основных стиля ножевого боя: Баратеро – технически примитивный, так называемый деревенский стиль, для которого были характерны размашистые мощные движения; Хитано, или стиль андалузских цыган, с массой финтов и обманных движений. И квинтэссенция всех стилей – Севильяно. Севильяно, кроме элементов предыдущих стилей, включает в себя техники, блокировки и передвижения из классического фехтования, включая терминологию.
В 1849 году происходит первая кодификация испанской ножевой техники в книге «Manual del Baratero», в котором описывались основные техники стойки и передвижения а также использование трости, ножниц и других подручных средств.
В Новом Свете, особенно в Мексике, испанское искусство боя на ножах обрело второе дыхание. Традиционная испанская техника соединилась здесь с техникой аборигенов-индейцев, возникло множество оригинальных школ. Как отмечает один авторитетный исследователь, «в самом далеком прошлом, насколько можно себе представить, мексиканец всегда держал нож в руке и виртуозно пользовался им. Фехтование ножами здесь было более популярным, чем травля быков или петушиные бои».
Огромной популярностью пользовался испанский стиль фехтования на юге США в Новом Орлеане. В начале XIX века в городе было более 50 фехтовальных школ. На легендарной Орлеанской Дубовой Алее в неделю проходило более 20 дуэлей. Именно в Новом Орлеане жил легендарный мастер боя на ножах Хосе (Пепе) Ллуйа. Гениальный фехтовальщик, учитель и дуэлянт, выживший в 30 ножевых поединках. Другой не менее одиозной фигурой был Джеймс (Джим) Боуи, изобретатель прославленного ножа пионеров и героев Дикого Запада.
Испанская техника ножевого боя послужила основой для создания таких стилей, как Арнис, Кали, Эскрима на Филиппинах, Новоорлеанский бой ножом Боуи в США, техники спецназа США и Англии, разработанные офицерами спецподразделений Эплгейтом, Фэйрберном, Стийерсом и Бидлсом.

Испанцы и португальцы издавна славились тем, что в их руках палка превращалась в грозное оружие. Наравне с ножом палка являлась тем средством, к которому простолюдины прибегали в первую очередь.
В различных областях полуострова сложились свои методы работы с палкой. Они продолжают существовать до настоящего времени, причем некоторые из них носят характер семейной традиции.
К числу наиболее известных систем моно отнести палочный бой басков. Баски используют «макилу» - деревянную палку средней длины с металлическим наконечником. Техника боя в различных семьях своя, но в целом она состоит из уколов и парирований с различными вариантами хвата одной и двумя руками. На работу «макилой» похожа и сложившаяся среди португальских пастухов техника работы «агильядой». Это короткая палка с железным наконечником, которой пастухи погоняют волов.
Но самыми известными стали методы, сложившиеся на Канарских островах. Именно здесь палочный бой развился до настоящего искусства, различные стили и школы которого объединяют общим термином «Пало Канарио» (канарская палка).
Палки, используемые на Канарских островах, а также в Испании и Португалии, в зависимости от длины разделяются на три основных типа.
Первый – Пало Чико – это короткая палка, сопоставимая с европейской тростью. Держат ее чаще всего одной рукой. Основными приемами являются рубящие и тычковые удары, выполняемые иногда из-за спины или снизу из-под ноги, куда отводят палку, чтобы усилить момент неожиданности. Выполняются различные кистевые движения с вращениями в запястье, благодаря чему развивается высокая скорость движений и ударов в различных плоскостях.
Второй тип – Пало Медио – это средняя палка, длиной от земли до подбородка либо до уровня груди. Техника работы Пало Медио предполагает использование хватов как одной, так и двумя руками. С одинаковым успехом применяются всевозможные рубящие удары с различной амплитудой, тычки, толчки, зацепы концами палки и т.д. Средний тип палки является наиболее распространенным на Канарских островах, отличается обилием стилей и имеет множество поклонников.
Наиболее известным среди них является «Стиль Дениза». Его основоположником был Томас Дениз (1899 – 1983), обучавшийся этому искусству у своего отца и других мастеров школы «Escuela de San Denis». Стиль характеризуется молниеносными комбинациями и высокой точностью ударов в зоны поражения, включая глаза, пах и уши. Последователи данного стиля свободно ведут поединки на любой дистанции. Техника защиты построена на молниеносных перемещениях и уклонах.
Стиль Моралес основали в 1870-е годы братья Хосе и Николас Моралес. Бойцы этого стиля предпочитают вести поединок на ближней дистанции. Круговые удары преобладают над тычковыми. Большое внимание уделяется ударам по рукам, особенно по кистям.
Кроме этих двухстилей работы средней палкой известны еще – «Verga», «Acosta», «Quintero», «Vidal», «Confiero».
Третий тип – это «большая палка» - Пало Граде – любая палка, длина которой превышает человеческий рост. Техника работы с ней предполагает использование широкого хвата двумя руками, а длина шеста позволяет позволяет вести бой на дальней дистанции, упирать один конец в землю и даже прыгать с опорой на шест.

В наше время существует много различных школ, использующих в своих техниках традиции западных боевых единоборств. Традиционные системы владения боевой палкой и ножом, совершенствовавшиеся на протяжении веков в Западной и Восточной Европе, не забыты и успешно применяются многими российскими и зарубежными школами.

МАСТЕРА И СТИЛИ - Флоро Виллабрилле

Среди самых известных мастеров филиппинских боевых искусств особое место занимает Грандмастер Флоро Виллабрилле (1912-1992) – непобежденный чемпион огромного числа поединков на Филиппинах и Гавайских островах.
Флоро Виллабрилле начал тренироваться в возрасте 14 лет. Он объездил все Филиппины, постигая искусство боя у самых известных мастеров. Однако основным его инструктором была слепая принцесса по имени Джозефина из клана Пулахане из деревни Гундари на острове Самар. Когда Флоро оказался в этой деревне, его долгое время не допускали к тренировкам, заставляя выполнять работу по дому. В конце концов, ему было позволено учиться искусству боя. Он говорил, что не знает, как принцесса видела удары, но всегда утверждал, что она была одним из лучших инструкторов.
Палочные бои в то время проводились в полный контакт без защиты и заканчивались смертью или тяжелыми увечьями участников. Разрешались удары палкой, свободной рукой, ногами. На ближней дистанции пользовались локтями, коленями и головой. Также применялись различные болевые захваты стоя или в партере, а также броски, подножки, обезоруживания, удушения.. Только самый быстрый, сильный и храбрый мог выжить и не потерять здоровье в этих жестоких боях. Раунды проводились по две минуты с минутными передышками.
Один из участников этих боев говорил: «Я очень хорош, но Флоро Виллабрилле выше моего уровня, он выше уровня любого бойца. Флоро может побить вас только за счет ума и силы воли».
Виллабрилле рассказывал о своей методике подготовки к подобным поединкам: «Перед сражением я ухожу в горы один. Я представляю себе, что мой враг здесь, и представляю, как он меня атакует. В своем воображении я сражаюсь, как в реальности. Я удерживаю этот образ до тех пор, пока мой разум не будет готов для убийства. Я не могу проиграть. И, когда я выхожу на ринг, никто не может меня победить, так как я знаю, что человек уже повержен. В 1948 году моя жена была на поединке, я сказал ей тогда, чтобы она не волновалась – я не могу проиграть. Что бы Вы ни делали, даже идя в школу или ища работу, утром Вы совершаете молитву. Я хочу это сделать. Я готов это сделать. Я готов это сделать. Идите и работайте со своим разумом. И Вы сделаете это». Некоторые люди верили, что он заговорен, и обладает силой антинг-антинг – магией, дающей сверхъестественную силу.
Однажды, когда Виллабрилле было 18 лет, его друг и партнер по тренировкам, Фелициссмо Дизон, прислал письмо с предложением сразиться с бойцом Моро. Дизон по праву считался великим бойцом, но проиграл Моро в схватке. По прибытию Виллабрилле на Филиппины, его встретили друзья и рассказали, что боец Моро быстр и силен, и сражение с ним очень опасно. Однако Виллабрилле не отказался от схватки. По мнению Виллабрилле, боец Моро был намного быстрее него самого, и, возможно, был самым быстрым человеком, которого он когда-либо встречал. Только лишь благодаря мужеству и решительности, Виллабрилле выиграл, вступив в жестокий обмен уларами. Даже через несколько недель после сражения Виллабрилле не мог нормально двигаться из-за пропущенных ударов. После этого Виллабрилле осознал, что если бы бой проходил на мечах, то Моро, скорее всего бы, победил. Проведя множество боев, он прекратил участие в подобных турнирах.
Виллабрилле объединил все знания, полученные им в период обучения и в схватках, в свою собственную систему боя, получившую название Виллабрилле Кали.
В городском музее Себу находится огромная картина с изображением Лапу-Лапу, человека, убившего Магеллана. Следующими по размеру экспонатами являются сертификат и портрет Грандмастера Флоро Виллабрилле.
Учениками Флоро Виллабрилле были такие известные мастера как Бен Ларгуза и Дэн Иосанто.

По материалам книги Дэна Иносанто

четверг, 5 марта 2009 г.

Видеоматериалы МФБА

Видеоматериалы, посвященные нашим тренировкам и т.п. можно здесь -
http://www.youtube.com/user/ICAFmfba
http://combatarnis.rutube.ru/
http://baylun.rutube.ru/

суббота, 28 февраля 2009 г.

Интервью с Роми «Bebing» Лисондра

Интервью брал Дату Дитер Кнуттель.

Мастер Лисондра родился в 1946 году. Он был одним из первых учеников, а позднее и инструкторов, обучавшихся у Профессора Реми Пресаса.

Мастер Bebing Лисондра и его брат Рудольфо «Rudy» Лисондра получили чёрные пояса в Модерн Арнис 11 декабря 1964 года в Университете Святого Августина в Илойло. Они были первыми арнисадорами получившими чёрные пояса у Профессора Реми Пресаса. Мастер Лисондра получил степень Лакан Апат (4 Дан) Модерн Арнис в 1970 году. Его брат стал первым партнером ГМ Реми Пресаса в спарринге на настоящих мачете (Боло) в зале Университета Святого Августина в декабре 1964 года.
Мастер Bebing Лисондра был первым учителем Сеньор-мастера Самуэля «Бамбита» Дулая.

Чтобы взять это интервью, Дитер Кнуттель посетил Мастера в его доме 23 июля 2006 г. вместе с ГМ Рене Тонгсоном, ГМ Кристино Васкезом и СМ Бамбитом Дулаем и несколькими другими людьми, помогавшими в процессе интервью, например сын Мастера помогал в переводе с илонгго. Но основная часть интервью присходила на английском.

Дитер Кнуттель (ДК): Когда вы начали изучать Арнис у ГМ Реми?
«Bebing» Лисондра (БЛ): Я начал в 1958 году. Но с 1954 года, когда мне было 8 лет, я занимался дзюдо, затем я переключился на Арнис в 1958 году. Затем я стал ассистентом инструктора у Реми Пресаса, в 1968 году. Где-то между 69 – 70 гг. Реми переехал в Манилу. Он оставил меня одного преподавать Арнис в UNOR (University of Negros Occidental).
Затем мистер Пресас вызвал меня в Манилу снова ассистировать ему в Арнис. Это происходило под эгидой NAKO – «Национальной Организации Любительского Каратэ». И наконец, в 1971 году, перед введением военного положения, я вернулся в Баколод. Реми Пресас остался в Маниле. Несколькими годами позже я узнал, что Профессор Пресас уехал за границу.

ДК: Когда он начал употреблять название Модерн Арнис?
БЛ: Если я не ошибаюсь, что-то около 1968 года. Но я не могу вспомнить точно.

(Долгая дискуссия на илонгго между Мастером Лисондра , ГМ Рене Тонгсоном и ГМ Кристино Васкезом)

ГМ Рене Тонгсон (РТ): Он не может вспомнить, поскольку проблема заключается в том, что большинство людей, занимавшихся Арнис с Реми Пресасом, не знали, что позднее это будет называться Модерн Арнис.
БЛ: Да.

ДК: Какие техники вы тогда практиковали? Была ли это одна палка, Эспада и Дага, две палки, Синавали? Чему он обучал в то время?
БЛ: Двойные Синавали, две палки. Две палки и… поскольку Синавали это ведь старое название. Ведь Арнис тогда назывался Бастон, а не Арнис. И в Арнис в то время Тапи-Тапи называлось Корридас (Corridas).
(Снова дискуссия на илонгго)
Это был Дикитан (Dikitan), ближний бой. Защита и нападение, ближний бой.

ДК: В то время вы использовали технику обезоруживания или больше делали удары, Синавали? Чему больше уделялось внимание в то время?
БЛ: Обезоруживания? Нет. Сначала основы, затем база.

ДК: В чем заключаются основы и база?
БЛ: Основы и Синавали. Основные формы Арнис. Стойки, блоки, защита и нападение.

ДК: Тогда в основном использовалась одна палка?
БЛ: Одна и две.

ДК: В те дни вы тренировались с ножом и в Эспада и Дага?
БЛ: Две палки, долго.

ДК: А как насчет защиты от ножа?
БЛ: Защита от ножа – это боевой стиль. Это часть Дзю-дзютцу. И тактика обезоруживания, и защита от ножа.

ДК: Когда у Профессора Пресаса было больше учеников, когда он проводил занятия в UNOR или в своем клубе?
БЛ: В самом начале было совсем немного. Если я не ошибаюсь, около 10 человек. Мой брат Руди, я, мистер Пресас, двое братьев Доромал, Ролонго, Нельсон Канада. Я не могу вспомнить больше никого.

ДК: Это было, когда он начал преподавать Университете?
БЛ: Нет, нет, раньше. Это было в самом начале, в его клубе.

ДК: Позднее, когда он переехал в Манилу, в 1968 или 1969 годах, количество его учеников возросло?
БЛ: Множество, множество учеников. Это были не только студенты университета. Они хотели получить физическую нагрузку или заняться боевым спортом. В зале же были только те, кто являлся членами клуба. В зале бывало от 50 до 80 учеников. Не считая тех, кто брал частные уроки.

ДК: А когда он начал применять систему поясов и рангов? Это уже было в Баколоде или уже в Маниле?
БЛ: В Баколоде.

ДК: Он уже использовал пояса разного цвета и звание Лакан для черных поясов?
БЛ: Нет, нет. Здесь, в Баколоде, Лакан не использовались. Только пояса разных цветов. Только цвета. Он стал использовать звание Лакан только в Маниле. Это я помню.

ДК: То есть вы сначала прошли все ученические уровни, затем стали инструктором, или как это было?
БЛ: Конечно.

ДК: Как много времени прошло с того момента как вы начали обучение, до того как вы стали инструктором? Это был один год или пять лет?
БЛ: Я начал обучаться Арнис в 1958 году и стал инструктором в 1968 году.

ДК: То есть вы стали инструктором в 68-м, а до этого были учеником, правильно?
Снова дискуссия на илонгго и затем его сын поясняет: До того как он был официально аттестован как инструктор, он уже ассистировал Профессору Пресасу.

ДК: А когда вы начали помогать Профессору Пресасу в преподавании?
БЛ: Это был 1962 год. Но не только в Арнис, но и в Каратэ. До Арнис я занимался Каратэ. Даже в соревнованиях участвовал.

ДК: А по Арнис соревнования проводились в Баколод в то время?
БЛ: Нет, еще нет.

ДК: А вызовы? Какие-нибудь мастера приходили к Реми с вызовами?
БЛ: О да, многие. Доромал был одним из известных инструкторв в Баколоде. Он был начальником в Negros College. Местер Пресас собирался делать там показательные выступления. Но мистер Доромал бросил ему вызов еще до выступления. И затем Доромал проиграл Пресасу. Это был первый вызов в то время.
Сын мистера Лисондра добавил, что Доромал считался в то время лучшим бойцом в Баколоде. После того как Пресас победил его, Доромал стал одним из первых членов клуба Пресаса. Многие тогда шутили: не можешь побить его, присоединись к нему.

ДК: Каким стилем занимался Доромал, прежде чем начал учиться у Профессора Пресаса?
БЛ: Я не знаю.

Все начинают обсуждать. Кто-то говорит: в то время не было разделения, не было стилей, говорили «мы делаем так, а мы делаем так».

РТ: Дело в том, что раньше не было названий. Систематизация появилась в результате исследований Реми Пресаса. После возникновения Модерн Арнис, появились систематизация и структура.

ДК: Итак, в конце 60-х он переехал в Манилу?
ГМ Кристино Васкез (КВ): Он уехал в 68-м.

ДК: Вы последовали за ним в Манилу. Изменилось ли что-то в его преподавании в период с конца 50-х до начала 70-х, когда вы вернулись из Манилы в Баколод?
БЛ: Да, изменения были.

ДК: Что произошло? Какие были изменения?
БЛ: Очень много. Тапи-Тапи, разоружения, много. Традиционный Арнис превратился в Модерн Арнис, его собственный стиль.

ДК: Обучение больше было ориентировано на палку или на клинок?
БЛ: И палка, и клинок.
РТ: Не было разницы палка или клинок. Все, что вы держите в руках, является оружием. Вот почему мы хотели представить эту концепцию в западном мире, особенно в Европе.
Палка или клинок, это все оружие. Иногда некоторые студенты спрашивают: « А что если я сделаю так, я нанесу порез здесь?». Я спрашиваю: «А что ты держишь в руках?» - «Палку» - «Хорошо, палку. Но ты не можешь никого порезать палкой». Когда вы держите клинок – это клинок. Когда вы держите палку – это палка. Мы придерживаемся этой концепции. Держите вы палку или клинок – это все оружие.

ДК: А как это происходило, говорил, что сегодня вы занимаетесь с боло или с клинком?
РТ: Мы прошли обучение прикладным методам, поэтому были подготовлены к использованию клинка.

ДК: На что больше были ориентированы тренировки – на бой на палках, или на самооборону, или на боевое применение?
БЛ: Палка и бой. В то время он тренировал армию, во время военного положения.

ДК: Включались ли в тренировки безоружные техники или Дуло-Дуло.
БЛ: Да.

ДК: Обучение в Маниле в 70-х стало более адаптировано к системе образования, чем было раньше? Изменились ли методы обучения после того, как он стал работать со студентами, по сравнению с тем, что преподавалось солдатам?
БЛ: Да. В университете только для развития физических качеств студентов. Боевые разделы только в своем зале.

ДК: То есть в университете он преподавал только основы и базовые техники?
БЛ: Да.

ДК: А затем, в своем зале он обучал более продвинутым техникам ориентированным на реальный бой?
БЛ: Боевые техники и самозащита.

ДК: Говорил ли он, от кого он получил свои знания и навыки? Например, от своего отца или деда?
БЛ: Нет, он этого не говорил.

ДК: Принимали ли участие его братья в обучении? Эрнесто или Роберто обучали тогда вместе с ним?
БЛ: Эрнесто больше занимался легкой атлетикой – бегом, спортивной ходьбой, кроссами.

ДК: Использовались ли различные палки для тренировок и для боя? Из разных пород дерева, бахи или камагонг? Были они плоские или круглые?
БЛ: В боях по вызову? Камагонг или бахи.

ДК: Здорово! А на тренировках?
БЛ: На тренировках только ротанг.
РТ: Но в бою камагонг или бахи.

ДК: Использовались круглые или плоские палки?
БЛ: Круглые.

ДК: Как долго длились схватки? Десять секунд или может несколько минут?
БЛ: Обычно всё было очень быстро бац-бац и всё. Не больше пяти секунд.

ДК: Да, с палкой из камагонг или бахи это вполне понятно. А Реми конечно сражался левой рукой?
БЛ: Да, левой.
ДК: Это не совсем честно.
Все смеются.
БЛ: Он мог сражаться и левой, и правой. В основном левой, но мог и правой.

ДК: Это были бои с одной палкой, так?
БЛ: С одной палкой.

ДК: Какие были правила в этих схватках? Когда бой был закончен? Когда один из бойцов лежал на земле или убегал прочь?
БЛ: Не было правил, просто дерись до конца.

ДК: А как вы понимали, что бой закончен?
БЛ: Когда один из участников капитулировал. Когда противник говорил: «Я сдаюсь», бой считался законченным.

ДК: Значит физическая кондиция была не так важна, если бой длился не более пяти секунд?
КВ: Как-то Профессор Реми дрался с одной палкой против соперника который использовал Эспада и Дага. Он выбил Дага, затем Эспада и сказал своему противнику: «Я могу драться с тобой хоть палкой от метлы». Он обладал настоящим бойцовским духом.
БЛ: Да, у него было сердце и дух воина.
РТ: Когда мистер Янсон из Баколода, известный как очень сильный боец на палках, уступил Реми в конце 50-х, то он отдал ему всех своих студентов. Он даже отправил своего сына учиться у Реми. Даже отдал своего сына!

БЛ: Бамбит (Дулай) начал заниматься боевыми искусствами под моим руководством. Он изучал каратэ, дзюдо и другие виды, и когда я вернулся из Манилы в Баколод то представил Бамбита Реми и Эрнесто. Он был очень хорош в боевых искусствах, ему всего лишь было необходимо улучшить свой арнис (смеется).
ДК: Да и они это сделали.
РТ: Это было так давно.

ДК: Профессор Реми обучал технике синавали с самого начала? В 50-х, 60-х, когда он начал использовать эту технику?
БЛ: Двойные синавали, да. Шесть стандартных ударов двойных синавали. С начала.

ДК: Откуда появились двойные синавали?
БЛ: Мы не знали. Он просто однажды пришел и начал обучать этой технике.

ДК: А помните ли вы когда стала практиковаться техника одиночных синавали?
БЛ: Я не могу вспомнить.

ДК: Как долго длилась одна тренировка в то время? Один час или полтора?
БЛ: В то время большинство по 3-4 часа.

ДК: Вы отрабатывали несколько техник в течение долгого времени?
БЛ: Только несколько техник. Он давал 3-4 техники и только через месяц показывал новые техники.

ДК: Сколько раз в неделю проходили тренировки?
БЛ: Ежедневно.

ДК: Каждый день по 3-4 часа, вау.
РТ: Позже, когда он уже не жил в Баколоде, он мог дать тебе одну технику на месяц, и нужно было тренировать ее все это время, а когда он снова приедет в город, если вспомнит, то покажет новую. Иногда только через два месяца он показывал новую технику. Все это время мы выполняли одну и ту же технику, зато она была великолепно отшлифована. Совершенна. Не количественно, а качественно.

ДК: Итак это было качество, а не количество. Проводились какие-нибудь экзамены для получения поясов или он просто говорил, что теперь ты достиг следующего уровня?
БЛ: Когда он видел, что ты действительно хорош, то говорил: «Да, ты хорош». Никаких специальных экзаменов в то время не было.

ДК: Когда вы начали тренироваться с ним, как выполнялись блоки: ладонью, предплечьем или палкой?
БЛ: Палкой.

ДК: А захваты палки соперника тоже выполнялись?
БЛ: Да, захваты его палки.
ДК: Это интересно.
КВ: Секрет Модерн Арнис в захвате палки.
РТ: Когда он входил в контакт, вы больше не могли двигаться. Когда он делал захват, вы не могли разорвать дистанцию. Он полностью контролировал вас. В этом и есть секрет.

ДК: А представители других школ завидовали его успеху в развитии своего стиля?
БЛ: Да, это естественно.

ДК: Были ли травмы на тренировках в то время? В прежние дни?
БЛ: Был только один несчастный случай в то время. В основном только синяки.

ДК: Что такого особенного было в Профессоре, что столько людей хотели быть с ним и учиться у него?
БЛ: Это его стиль и его техника привлекали людей. Очень эффективно.

ДК: Доктор Ленгсон и мастер Чиутен были до того?
РТ: Нет, это было уже в Маниле. Уже существовало название Модерн Арнис.

ДК: Это интересно, потому что в США идут дискуссии о том, что Реми взял технику синавали у доктора Ленгсона.
РТ: Неправда, неправда.
ДК: Но если Мастер Лисондра уже тренировали синавли с Профессором в 1958 году, то это неправда.
РТ: В те дни тренировались только двойные синавали. Не одиночные.

ДК: Когда он тренировался с доктором Ленгсоном?
РТ: Это было в Маниле. За несколько лет до знакомства с Роделом. Доктор Ленгсон и Профессор были партнерами по тренировкам. Они готовились к участию в телевизионной передаче. Двойные синавали очень эффектны для телевидения, особенно если выполнять их очень быстро.
Но для нас двойные синавали это базовая техника. Это очень эффективно в качестве базы. Конечно, они могут использоваться и как боевая техника.
В то время когда они тренировали эту технику в Маниле, их целью было участие в телевизионном шоу.

РТ: Он делал рисунки для книги по Модерн Арнис.
БЛ: Да, я рисовал это. Первая книга Пресаса.
ДК: Розовая книга?
БЛ: О да, иллюстрации.
ДК: Вау, вы были художником, который рисовал эти иллюстрации!
БЛ: Я рисовал их в 1968 во время преподавания в университете.

ДК: То есть первая книга была подготовлена, когда он еще преподавал в Баколоде, правильно?
БЛ: Да.
ДК: А когда вышло первое издание?

Дискуссия на илонго и сын мастера говорит, что отец не может вспомнить.

ДК: А книга была издана до тренировок с доктором Ленгсоном?

Опять обсуждение. Никто не может сказать ничего определенного, но кто-то упомянул, что доктор Ленгсон и Профессир начали сотрудничать около 1970 года.

ДК: Когда Профессор Реми стал использовать униформу?
БЛ: В 1968 году, в университете. Это были красные штаны и белая футболка. Это оригинальная униформа.

ДК: В это же время он начал использовать пояса? Чёрные пояса и звания Лакан? Они были введены вместе с униформой?
БЛ: Нет. Система квалификации уже была, но званий Лакан ещё не было.

ДК: Но в книге написано по другому.
БЛ: Он начал их использовать только в Маниле.

ДК: Я вижу здесь у вас болеро от униформы арнис. Когда болеро стало использоваться как часть униформы? В 70-е?
РТ: Нет, нет. Болеро всегда являлось частью униформы в Модерн Арнис. В начале только красные штаны и белую футболку. Раньше правила были очень строгие. Сейчас все просто, ты надеваешь его и все. Но раньше ты был должен это заслужить.

ДК: Красные штаны и белая футболка пришли от Катипунерос?
РТ: Вообще еще раньше их использовали филиппинские бойцы, борцы за свободу. Они использовали красное и белое. Только красные штаны и белая футболка. Очень стандартно.

ДК: Большое спасибо за ваше время и за все ответы, которые вы мне дали. Я желаю вам всего наилучшего.

Salamat po.



Материал из журнала “50 years of Modern Arnis”, 2007 г.

понедельник, 23 февраля 2009 г.

Даты жизни Грандмастера Реми А. Пресаса

19.12.1936 - Реми Амадор Пресас родился в Хинигаран, Западный Негрос, Филиппины

1941 - Первые тренировки в Арнис с дедом, Лионом Пресасом

1950 - Начало его поездок по Филиппинам, исследования ФБИ и поездки на Cebu, Panyay, Bohol и Leyte. Он тренируется в Балинтавак под руководством Ровольфо Монкала, Тимотео Маранга и создателя Балинтавак Венансио Бэкона

1957 - Возвращение в Хинигаран

1957 - Позднее ГМ Пресас объявит этот год, как год создания Модерн Арнис, хотя в то время это название еще не употреблялось

1961 - Он начинает обучать Модерн Арнис в школе De La Salie в Баколод

1964 - ГМ Реми Пресас вручает первые черные пояса Модерн Арнис Руди и Бибинг Лисондра

1965 - ГМ Пресас открывает первую школу Арнис в Баколод. Он начинает преподавать Арнис в UNOR (University of Negros Occidental)

1968 - ГМ Реми Пресас вводит униформу Модерн Арнис – красные штаны, белая футболка

1969 - Он переезжает в Манилу

1970 - В Маниле официально зарегистрирована Федерация Модерн Арнис Филиппин (Modern Arnis Federation of Philippines – MAFP). ГМ Пресас открывает свой клуб в Маниле

1970 - Первая презентация Модерн Арнис за пределами Филиппин. ГМ Пресас со своим братом Эрнесто, Сальвадором Авенданио и Джиллермо Ленгсоном приглашены в Японию (в полицейскую академию Итаго) для демонстрации Модерн Арнис

1971 - ГМ Пресас начинает преподавание Арнис в San Beda College, а позднее и в других университетах Манилы

1973 - Он ставит боевые сцены в фильме «Pacific Connection»

1973 - Он получает «All Filipino Sports Award» от президента Маркоса

1974 - ГМ Пресас публикует первую книгу по Модерн Арнис

1975 - Он, вместе с Сальвадором Авенданио, представляет Филиппины и Модерн Арнис на чемпионате боевых искусств ASEAN в Малайзии

1975 - ГМ Реми Пресас эмигрирует в США

1976 - Демонстрация в Медисон Сквер Гарден

1977 - Начало семинаров по Модерн Арнис в США, распространение Модарн Арнис в Америке

1982 - ГМ Пресас объявлен инструктором года Зала Славы журнала «Black Belt»

1988 - Визит на Филиппины

1994 - ГМ Пресас объявлен экспертом по оружию года Зала Славы журнала «Black Belt»

1994 - Начало семинаров ГМ Пресаса в Германии

1996 - Очередной визит на Филиппины

1999 - Он вновь возвращается на Филиппины для создания IMAFP

2000 - Визит на Филиппины

2000 - У него обнаружена опухоль мозга

28.08.2001 - ГМ Реми Пресас умер в Виктории, Канада

23.09.2001 - Его тело перевозят в Хинигаран, Филиппины и захоранивают на семейном кладбище

пятница, 20 февраля 2009 г.

НАШИ УЧИТЕЛЯ – Грандмастер Рене Тонгсон




Грандмастер Рене Р. Toнгсон начал заниматься арнис в возрасте 9 лет в Хинигаран, Западный Негрос. В 15 лет он начал обучаться Модерн Арнис у Грандмастера Роберто Пресаса, изучая его классические методы, такие как Banda-y-Banda, Rompida, Doblada, Hirada Batangueña, Espada-y-Daga, Palis-palis и многие другие. Его обучение этим техникам происходило при участии Грандмастера Реми Пресаса. У Грандмастера Эрнесто Пресаса он изучал техники работы с традиционным оружием. Он также тренировался с Грандмастером Матео Д. Эстоллозо из Antique, о-в Панай, по его системе ABANIKO TRES PUNTAS.
ABANIKO TRES PUNTAS – это уникальная классическая система арнис использующая различные виды традиционного оружия и безоружный бой. Техника ее базируется на комбинациях Санга Патама и Санкити, использовании принципов Хави-Тапи, а также ловушек и опрокидываний.

Мастер Рене Р. Tонгсон, является одним из двух самых старших Мастеров International Modern Arnis Federation – Philippines (IMAFP). Также он член Совета Мастеров Модерн Арнис и соучредитель WORLD BROTHERHOOD of MODERN ARNIS (WBMA) – Всемирного Братства Модерн Арнис.
Мастер Тогсон возглавляет организацию - Arnis Philippines (ARPI), входящую в Олимпийский комитет Филиппин (РОС). В 1978 году он участвовал в разроботке правил проведения соревнований по спортивному Арнис.

Грандмастер Рене Тогсон посетил много стран с семинарами и имеет множество учеников в Европе, США, Австралии и России. Он является одним из весьма уважаемых мастеров на Филиппинах. Среди его наиболее известных учеников – Бамбит Дулай (Филиппины), Дитер Кнуттель (Германия), Аре Ларсен (Норвегия), Джорген Гидесен (Швеция), Ханс Каррер (Германия), Нино Пила и Крис Трэйш (Австралия) и многие другие известные гуро на Филиппинах и во всем мире.

Грандмастер Рене Р. Тонгсон имеет следующие степени в боевых искусствах:
- Грандмастер ABANIKO TRES PUNTAS;
- Lakan Walo (VIII Лакан) Модерн Арнис;
- IV Дан Кэндо;
- IV Дан Каратэ.




Использованы материалы с сайтов – http://www.imafp.com/ и http://www.philippineclassicalarnis.com/

воскресенье, 15 февраля 2009 г.

От Школы воинских искусств «Байлун» к Межрегиональной Федерации боевого Арнис




Формирование нашей школы началось в 80-х годах прошлого века с изучения Вин Чун и Айкидзютцу.
Впервые интерес к использованию в бою палки и подручных предметов возник в связи с фантастическими историями о «секретном» оружии Вин Чун – палочками-«цзо». Что это такое никто не знал, но были попытки адаптировать для этой цели технику мечей-бабочек.
Незнание полной системы Вин Чун привело к тому, что мы стали использовать технику «липких рук», применяемую в таких стилях как Байхэ цюань и Уэчи-рю каратэ.
Изучение Айкидзютцу обогатило нашу технику работой с короткими палками – танбо и кейбо (полицейская дубинка). Тогда же были предприняты попытки самостоятельного изучения ножевого боя для повышения качества изучения приемов обезоруживания.
Коренные изменения в представлении об искусстве боя с оружием и без него произошли, когда появились видеоматериалы по системе Пананандата и, самое главное, курс ФБИ Дэна Иносанто. Мы впервые увидели логичную систему боя на различных видах оружия и без оружия, построенную на единых двигательных принципах. К тому же, использующую многие упражнения, которые мы уже делали, заимствовав их из «Белого журавля» и Уэчи-рю. Практическое знакомство с ФБИ состоялось в середине 90-х годов, когда, во время одного из летних семинаров, мы познакомились с руководителем местного клуба исторического фехтования, который изучал основы ФБИ в период учебы в Университете Дружбы Народов.
С этого момента, синтезируя имеющуюся информацию о ФБИ, знание спортивного фехтования и элементы изученных ранее стилей, мы начали практиковать, то, что, с великолепной самоуверенностью, называли «Арнис». Некоторые ученики того времени до сих пор считают, что это была неплохая система боя на палках, но, как стало ясно позднее, имеющая мало общего с настоящими ФБИ. Как всегда подводило незнание системы, методики и технических нюансов.
Продолжалось это до 2000 г., когда мы не познакомились с Александром Бритенковым.
Александр начал изучение ФБИ у своего первого наставника по Тай Цзи Цюань и Вин Чун, который обучался ножевому бою в филиппинской манере во время службы в спецподразделении СА. Позднее было, как и у всех, самостоятельное изучение по видеофильмам, пока ему не посчастливилось поехать в США на семинар Грандмастера Эрнесто А. Пресаса. В Америке Александр обучался (помимо Эрнесто Пресаса, стиль которого назывался тогда Модерн Арнис) у Арни Мисланга (стиль Арнис де Мано) и Филиппа «Маккей» Бигоджи (стиль Филиппино Кали). После возвращения в Россию, с разрешения своих учителей, Александр создал небольшую группу Арнис в Нижнем Новгороде.
Информация о русском, занимающемся ФБИ, распространилась в среде практиков Арнис и Эскрима, поэтому, когда в Россию приехал гуру Алекс Ханин (мастер Серрада Эскрима, ученик Султана Юддина), он встретился с Александром и стал обучать его своему стилю.
Знакомство и совместные тренировки с Александром Бритенковым показали нам насколько малы наши знания и насколько далеки они от истинных ФБИ. Как следствие этого, мы попросили Александра курировать наш клуб. Вначале его приезды были не слишком регулярными, но с 2001 года он стал приезжать к нам практически каждую неделю и, в 2003 г., разрешил открыто преподавать Арнис и Эскрима на базе Школы воинских искусств «Байлун». С этого момента начались регулярные совместные семинары нижегородских и московских арнисадоров, проведение экзаменов и тестов для учеников. Появились группы, изучающие ФБИ, в Подмосковье, Якутии, Рязанской области, Казани. А. Бритенкова и М. Иванова стали приглашать для проведения семинаров в Старый Оскол, Выборг, Казань. Все это привело к идее проводить летние и зимние Всероссийские лагеря по филиппинским боевым искусствам. Александром Бритенковым была создана Межрегиональная Ассоциация Прогрессивных Боевых Искусств.
Как логичное продолжение этих процессов, в 2004 г., при поддержке Посольства Филиппин в России и ВФСО «Динамо», была создана Московская Федерация боевых искусств Арнис Эскрима Кали и Джит Кун До (Ф.А.Э.К.), которая являлась коллективным членом International Philippine Martial Arts Federation (IPMAF) и Philippine Martial Arts Alliance (РМАА).
Однако желание продолжать обучение у мастеров более высокого уровня, владеющих техникой ФБИ в полном объеме, было очень сильно. Это желание осуществилось после знакомства в 2005 г. с Дату Дитером Кнуттелем – шеф-инструктором Немецкой Ассоциации Арнис, учеником ГМ Реми Пресаса; а затем и с филиппинскими мастерами Модерн Арнис из Международной Федерации Модерн Арнис, Филиппины.
Все это привело к тому, что мы полностью переключились на изучение Модерн Арнис и классического Арнис под руководством:
• Грандмастера Дату Дитера Кнуттеля (VIII лакан Модерн Арнис) – Модерн Арнис
• Грандмастера Самуэля «Бамбит» Дулая (VIII лакан Модерн Арнис) – Модерн Арнис
• Грандмастера Кристино Васкеза (IX лакан Модерн Арнис) – Модерн Арнис, Ипит-Пилипит
• Грандмастера Рене Тонгсона (VIII лакан Модерн Арнис) – Абанико Трес Пунтас, Модерн Арнис
А также посещаем семинары мастеров других направлений филиппинских боевых искусств.
Ф.А.Э.К. в 2006 г. была преобразована в Межрегиональную Федерацию боевого Арнис (МФБА). В настоящее время МФБА сотрудничает с International Modern Arnis Federation Philippines, Inc. (IMAFP) и Deutscher Arnis Verband e.V. – DAV
Президент МФБА Иванов М.К. является координатором International Modern Arnis Federation Philippines, Inc. (IMAFP) в Москве.