четверг, 8 октября 2009 г.

Грандмастер Реми А. Пресас и Модерн Арнис


Модерн Арнис, система, которую создал Грандмастер Ремеджио «Реми» Амадор Пресас, является одним из самых известных направлений филиппинских боевых искусств во всем мире. Основное назначение этой системы – самооборона и физическое развитие.
Реми Амадор Пресас родился 19 декабря 1936 г. в маленькой деревушке Хинигаран, Западный Негрос, на Филиппинах. Реми начал изучать боевые искусства в возрасте шести лет у своего деда Леона Пресаса и у своего отца, Хозе Пресаса. Семейный стиль Пресасов назывался тогда Бастон, позднее он получил название Арнис де Мано, стиль Пресасов. В семье Пресасов бойца признавали мастером только после того, как он выдерживал бой в полный контакт и без доспехов на деревянных палках-бастонах против других признанных мастеров. В их стиль входили такие техники как Дабл и Соло бастон, Синавали, Палис Палис, Санкети и Трастсада, Трес Пунтос, Дос Пунтос, Эспада и Дага, Абанико Доблада, Очо Очо и другие.
В 14 лет он покидает свой родной город. Пресас путешествует по стране, обучается у многих известных мастеров того времени – Родольфо Монкала, Тимотео Марранга (учителя Монкала) и Грандмастера Венансио Бэкона (учителя Марранга). Под их руководством в городе Себу Реми изучал стиль Балинтавак. Школа Балинтавак в то время конкурировала со школой Досе Парос. «На Филиппинах», – говорил Пресас, – «Если кто-нибудь узнает, что вы – хороший боец Арнис, вам непременно бросят вызов на поединок, где бы это ни случилось. Меня тоже так вызывали. Мы сражались на улице, в парке – в любом месте. Иногда случаются серьезные повреждения, но я ни разу не упустил случая… Я часто дрался, по-настоящему, а не в качестве спортивного состязания. Моя репутация была таковой, что если свяжешься со мной – без крови не обойтись. Скоро никто не стал драться со мной, и обо мне ходила дурная слава. Тогда я начал менять свои взгляды и решил изменить свой путь».
По совету Грандмастера Бэкона, Пресас покидает Себу и возвращается домой, чтобы создать свою собственную систему борьбы, которая бы специализировалась на самозащите. Он соединил между собой технику своих учителей, переосмыслил и творчески развил ее. Имея 6 Дан в Сетокан Каратэ и Дзю-до, он учел также опыт других боевых систем мира – Таиланда, Китая, Испании, Индонезии, Японии и Индии. Пресас добавил также некоторые аспекты Кали, Арнис де Мано, каратэ, дзю-дзютцу и думог в единую систему, названную Модерн Арнис.


В силу исторических условий, преподавание филиппинских боевых искусств никогда не носило открытый характер. К тому моменту, когда Реми Пресас основал свой стиль, Арнис был практически на пороге забвения. «Раньше арнис был вымирающим искусством», – говорил Пресас – «Старые мастера верили, что палка священна. Это означало, что они всегда будут целиться в руку партнера, а не в палку. Большинство учеников сразу получали раны и немедленно теряли интерес к арнис. Я внес в этот пункт коррективы и поддерживал удары по палке вместо привычной практики. Затем я установил основные концепции многих филиппинских искусств и привнес единство в разрозненные до этого системы моей страны. Таким образом, мы все могли почувствовать единение». Стиль обучения Пресаса и его система помогли сохранить традиции филиппинских боевых искусств. Он сформировал новые принципы и представил новую технику, которая, полностью отражая сущность приемов классического Арнис, в то же время, упростила и модифицировала старый стиль. Его новый стиль основывался преимущественно на захватах палки противника после выполнения защиты и последующих болевых приемах или контролях. Так же Пресас внес изменения в методику преподавания (внеся, в частности, метод работы «палка-в-палку»), что позволило избегать травм на тренировках. У любого человека появилась возможность изучать Арнис без угрозы для здоровья. В то же время принцип «вырвать ядовитый зуб змеи» сохранился в Модерн Арнис как основа прикладного раздела.
Влияние других боевых искусств (в первую очередь японских) сказалось и на некоторых организационных моментах, например, на появлении единой униформы и введении системы рангов и цветных поясов.
Модерн Арнис основанный в 1957 году, использует техники Соло Бастон, Добле Бастон, Эспада и Дага, Дага са Дага и некоторые другие. На тренировках применяются современные методы обучения. Для стиля характерно наличие большого числа разоружений и контратак, в безоружной технике много ударов открытой рукой, кулаком, ступней, локтем, коленом, а также бросков и удушений.
Модерн Арнис, благодаря систематичности и последовательности в методике обучения, идеально подходит для новичков в боевых искусствах. Однако многие высококвалифицированные специалисты в области рукопашного боя практикуют Модерн Арнис и обогащают свое мастерство, используя знание этого искусства.
В Модерн Арнис очень важен принцип универсальности, то есть изученную технику владения палкой, при необходимости, можно применить, используя подручные средства или «пустые руки». Характерными чертами Модерн Арнис являются также использование упражнений Тапи-Тапи и принципа «течения».


Модерн Арнис был и является постоянно меняющимся и совершенствующимся искусством. Грандмастер Пресас открыл свой первый зал в местечке Баколод в 1950-х годах, где Арнис преподавался как искусство реального боя и ситема выживания. Позднее он начал преподавание в Университете Западного Негроса, а в 1969 г. переехал в Манилу. Открытое преподавание Арнис студентам университетов потребовало изменения методики и Модерн Арнис приобретает черты средства физического развития. В это же время он создает Modern Arnis Federation of the Philippines у истоков которой стоял ряд учеников Реми Пресаса, такие известные мастера как Родел Дагук, Роланд Дантес, Джерри дела Круз, Винсенте Санчез, Рене Тонгсон, Кристино Васкез.
В 1975 г. Грандмастер Пресас эмигрирует в США. Там он знакомится с рядом ведущих мастеров боевых искусств, в частности с Уолли Джеем и Джорджем Дилманом, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие Модерн Арнис, особенно его безоружного раздела.
В конце 1980-х и в 1990-х гг. Реми Пресас совершает множество поездок по США и Европе, проводя семинары и пропагандируя искусство Модерн Арнис. В эти годы создаются такие организации как The International Modern Arnis Federation, The International Modern Arnis Federation Philippines и Deutschen Arnis Verband.
Помимо системы поясов и мастерских уровней (Лакан и Даянг), которые появились еще на Филиппинах, и традиционных званий Гуро и Панон Гуро, в эти годы Грандмастер Пресас ввел ряд новых званий. Во первых, это был титул Дату, означавший лидера Модерн Арнис в той или иной стране. Эти звания были присвоены Шиширу Иноколла, Келли Вордену, Рику Джорнэлу, Дитеру Кнуттелю, Тиму Хартману и Дэвиду Хоффману. Во вторых, было введено звание Мастер Тапи-Тапи, присвоенное Джеффу Деланей, Чаку Госсу, Джиму Ладису, Габи Ролоффу, Ренди Шеа, Кену Смиту и Брайану Завилински. Мастера Тапи-Тапи были призваны сохранять технику стиля.
В настоящее время можно говорить о нескольких «поколениях» учеников Грандмастера Пресаса, которых он учил в разные периоды своей жизни и своего понимания искусства Модерн Арнис. Во первых, это его первые ученики на Филиппинах в период с 1957 по 1970 гг. Во вторых, филиппинские ученики периода 1970 – 1975 гг. В третьих, американские ученики периода 1970-х – 1980-х годов. И, в четвертых, американские и европейские ученики периода с конца 1980-х и до смерти Грандмастера. Естественно, что часть учеников продолжала тренировки в разные периоды жизни Реми Пресаса и, соответственно, в разные периоды формирования Модерн Арнис.
Умер Грандмастер Реми А. Пресас 28 августа 2001 г. в Виктории, Канада. 23 сентября 2001 г. его тело перевозят в Баколод На Запдном Негросе, Филиппины и 25 сентября захоранивают на семейном кладбище в Хинигаране.
После смерти Грандмастера Пресаса произошел раскол в едином ранее движении Модерн Арнис. Некоторые мастера создали свои организации, некоторые остались в тех, что были созданы при жизни Пресаса. В какой-то мере подобный процесс был закономерен, так как сам Грандмастер Пресас заложил в искусство Модерн Арнис принципы непрерывного развития и индивидуализации – «искусство должно стать вашим собственым».
В целом, в Модерн Арнис сейчас есть три основные течения, это – спортивный арнис, направленный на проведение соревнований и физическое развитие; боевой арнис, развивающийся как система самообороны и прикладного рукопашного боя; арнис как средство физического и интеллектуального совершенствования.

Мастерство Реми Пресаса общепризнанно. Вместе со своим братом Эрнесто, он участвовал в презентации Филиппинских боевых искусств на историческом ЭКСПО-70 в Японии, а также на выступлении в Rizal Memorial Coliseum в 1974, когда демонстрацию Модерн Арнис посетил мастер Годзю-рю каратэ Гоген Ямагучи. В 1970 он произвел сенсацию в своей стране. Его Филиппинская Федерация Модерн Арнис насчитывала в своих рядах более 40000 членов. В 1975 году Пресас объехал весь мир с целью распространения Модерн Арнис, эта поездка была спонсирована Филиппинским правительством и оказала огромное влияние на развитие Арнис во всем мире. После этой поездки он получил в средствах массовой информации титул «Отец Модерн Арнис».
До конца своих дней Реми Пресас ездил по всему миру и преподавал свое искусство с невиданным рвением и энтузиазмом. Грандмастер Пресас – был уникальным человеком и остаётся примером для всех мастеров боевых искусств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий